Чистый ажиотаж

Андрей Никеричев/ АГН «Москва»

В пандемию закрылись многие компании, сократились бюджеты, снизились доходы населения. Многие владельцы бизнеса стали оптимизировать офисные площади, сдавать их в субаренду, отказались от запланированного ремонта помещений и прочее. Но если одним пришлось свернуть свой бизнес, то у других появились новые возможности для его развития. Дело в том, что именно в этот период резко выросла востребованность услуг по уборке и дезинфекции помещений, что привело к появлению новых игроков на рынке. О том, как прошел кризисный год для FM-отрасли (Facility management) и что изменилось к началу 2021 года «Стройгазете» рассказал генеральный директор и партнер управляющей компании (УК) Zeppelin Андрей Кротков.

В период кризиса спрос на услуги по клинингу вырос многократно. Такой ажиотаж повлек за собой значительное усиление конкуренции на рынке УК, что в итоге привело к демпингу, особенно в среде участников «непрозрачного сегмента», а также к появлению новых мелких игроков. При этом сокращение других объемов FM-услуг вызвало оптимизацию затрат на привлечение персонала и подрядных организаций. Спешка, невыполнение контрактных обязательств, нарушение трудового законодательства, все это привело к необходимости платить неустойки и выходные пособия.

Серьезные перемены произошли и на кадровом рынке. Из-за массового оттока мигрантов и нежелания россиян заменить их на непопулярных и низкооплачиваемых должностях стало значительно меньше специалистов в сфере клининга, а фонд оплаты труда в FM-отрасли вырос на 20-30%. К тому же, многие игроки рынка перешли на удаленный режим работы, и большинство из них до сих пор осуществляют свою деятельность в таком формате. Часть персонала во время эпидемии уходила на самоизоляцию или на больничный, поэтому для выполнения обязательств по договору приходилось оперативно искать замены, зачастую по более высокой стоимости.

Удаленный режим потребовал серьезной перестройки работы. Тем УК, кто не мог похвастаться цифровизацией бизнес-процессов пришлось нести дополнительные издержки и даже терять объекты. Жесткие ограничительные меры и усиление активности контрольно-надзорных органов также внесли свою лепту в снижение рентабельности FM-услуг. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, тестирование персонала, установка экранов, нанесение разметки, размещение дозаторов и проведение дезинфекции – все эти и другие расходы в действующих контрактах не были учтены и осуществлялись управляющими компаниями за свой счет. Кроме этого, из-за ослабления рубля сильно подорожали расходники, из-за чего субподрядчики увеличивали стоимости договоров. Суммировав все перечисленные выше дополнительные издержки можно понять, почему выросла и финальная себестоимость FM-услуг при сокращении общего объема выручки.

В сегменте коммерческой недвижимости (торговые объекты, бизнес-центры, склады и прочее) происходило следующее. Казалось бы, здания никуда не делись, они есть, и их необходимо эксплуатировать, но из-за увеличения количества пустующих помещений объем оказываемых услуг сократился. Лидерами по спросу стали техническое обслуживание (45%), комплексное обслуживание (25%) и клининг (20%). Запросы на остальные услуги оказались примерно в одинаковой пропорции: санитарная обработка (4%), технический аудит, предэксплуатация (2%), выездные сервисы (2%) и прочие услуги (2%). Новой услугой в 2020 году стала санитарная обработка помещений с дезинфицирующими средствами.

В период пандемии большое количество людей оставалось дома, поэтому нагрузка на жилые объекты возросла. Управляющие компании лишились возможности применять санкции за неоплату коммунальных услуг, и некоторые жильцы восприняли это как разрешение не платить совсем. При том, что потребление коммунальных услуг (вода, электричество, мусор) в жилых домах увеличилось. Из-за этого у многих УК резко вырос объем дебиторской задолженности и появились дополнительные затраты на дезинфекционные материалы, маски, перчатки, тестирование персонала и ведение дополнительной отчётной документации.

Даже те, кто финансово не пострадал от пандемии, стали более экономными. Сокращение доходов увеличило число запросов от собственников элитной жилой недвижимости на снижение ставок эксплуатационных расходов.

Прогнозы на 2021 год

В 2021 году оптимизация затрат продолжится. Собственники действующих объектов недвижимости будут вынуждены сокращать расходы, поэтому любые предложения рынка на снижение они воспримут положительно, несмотря на увеличение рисков для обеих сторон. Заказчики станут чаще задумываться о формировании собственных служб эксплуатации и клининга.

Значительно усилившаяся конкуренция на FM-рынке заставит основных игроков пересмотреть устоявшиеся бизнес-процессы и стратегические планы. Продолжится активный выход управляющих компаний, которые раньше специализировались на обслуживании коммерческой недвижимости, в жилой сегмент. Продолжится цифровизация процессов в FM-отрасли. Услуги по санитарной обработке помещений с дезинфицирующими средствами так же, как и в 2020, останутся не только востребованными, но и войдут в основной состав в новом году.

Источник